Airbag – один из элементов пассивной системы безопасности автомобиля. Защищает водителя и пассажиров, встраивается в разные элементы салона – руль, торпедо, сидения, потолок машины.

Первый проект подушки безопасности запатентовал американец Джон Хетрик в 1953 году. В этом же году немец, Вальтер Линдерер тоже схематически нарисовал этот способ защиты в автомобиле. Но оба варианта не воплотились в жизнь, так как сжатого воздуха из баллона, с помощью которого открывалась подушка, было недостаточно для ее мгновенного надувания.

В 1963 году Ясузобуро Кобори придумал, чем заменить воздух. Это был газ, который генерировали пиропатроны, внутри которых сжигалась таблетка азида натрия. Теперь оставался открытым вопрос о том, как давать команду на сработку пиропатрона.

Первый прототип датчика, который дает команду на сработку подушек, придумал тоже американец, Аллен Брид в 1967 году. В его конструкции шарик перемещался при ударе, замыкал контакты и таким образом пиропатрон срабатывал. Этот принцип в датчиках используется и сейчас.

Фото Как работает подушка безопасности

Как устроена подушка?

Сама по себе подушка не имеет ценности. Она работает только при исправности всех компонентов системы: собственно тканевого мешка, газогенератора, датчиков удара, и электронного блока управления.

Мешок производят из нескольких слоев тонкого нейлона, который выдерживает сильные, но кратковременные нагрузки.

Датчики ударов, которые находятся по всему периметру кузова автомобиля, передают информацию о силе удара в момент столкновения на электронный блок управления SRS. Если мощность удара в пределах установленной нормы – подушки не раскрываются.

Если сила удара, которая передалась из датчика, предполагает травмирование человека – SRS подает сигнал и срабатывает заряд, который, взрываясь, выделяет газ для открытия подушки.

В зависимости от того, какой датчик сработал, система управления дает сигнал открываться не всем, а только определенным подушкам.

Например, если в машине нет пассажиров – об этом должны сообщать и преднатяжители ремней – в момент аварии сработают лишь подушки, которые защищают водителя.

Виды подушек безопасности

Подушки есть боковые, фронтальные и шторки.

Фото Подушки безопасности в автомобиле

К фронтальным относят AirBag:

Боковые подушки безопасности защищают пассажиров и водителя от ударов о борта машины. Они встраиваются:

  • в боковую часть всех сидений;
  • в потолок (или так называемую шторку).

Шторки ограждают людей от разбитых стекол и ударов о твердые стойки автомобиля.

Еще дополнительная подушка может встраиваться в ленту ремня безопасности водителя.

Чем выше класс автомобиля, тем больше уделяется внимания системе пассивной безопасности и тем больше в нем подушек. Всего в салоне машины может быть до 13 подушек.

Узнать, где в вашей машине встроены эирбеги, можно по надписи на элементах салона (накладка рулевого колеса, торпедо, стойки и др).

Существуют также и внешние подушки безопасности, которые защищают пешеходов (крепятся под лобовым) стеклом и подушки, которые снижают тяжесть травм при боковом столкновении (зашиты в пороге авто и открываются со стороны дверей).

Фото Наружные подушки безопасности

Наружные подушки требуют серьезной программной поддержки с применением систем искусственного интеллекта, так как должны открываться не во время столкновения, а до момента удара. Поэтому массовое производство авто с наружными подушками еще не запущено.

Диагностика подушек: зачем нужна?

Количество подушек зависит от комплектации автомобиля. В базовой версии, часто монтируют основные – фронтальные водителя и пассажира, шторки. Остальные – предлагают за дополнительную плату.

Если вы покупаете б/у автомобиль и не знаете, сколько подушек в машине и в каком состоянии они – рискуете в нужный момент остаться без защиты.

Также бывают случайные срабатывания подушек. Если машина после ДТП и подушка не раскрылась, она может сработать при маломощном ударе или, к примеру, резком наезде на препятствие или попадании в яму.

Если автомобилю больше 10 лет, подушки безопасности, по заявлению производителя, тоже могут не сработать.

Чтобы не надеяться на случай и обезопасить себя в поездках, можно провести диагностику системы безопасности. Заказав проверку, вы:

  • проверите физическое наличие подушек (видим из практики, что их после срабатывания снимают и устанавливают только декоративные накладки или заглушки);
  • удостоверитесь в исправности датчиков и проводки;
  • убедитесь в работоспособности электронного блока управления.

Подробнее о том, как мы проводим диагностику – на странице.