Чтобы двигатель работал как часы, вы на дороге чувствовали себя безопасно и не знали, что такое капремонт – нужно периодически менять масло. Потому что даже самое качественная смазка со временем теряет свои характеристики, заставляя силовой агрегат работать «на износ».

Чистое масло охлаждает, смазывает детали и узлы, удаляет грязь в двигателе. Свойства масла изменяются из-за нагрева, повышенных нагрузок и окисления присадок, которые входят в его состав. Сажа, смешиваясь с частицами металла, не дает маслу справляться со своими функциями.

Как определить, что надо менять масло?

Четкого определения, когда нужно менять масло, не существует. На необходимость его менять влияет множество факторов: марка автомобиля, его состояние, периодичность техобслуживания, качество используемого топлива, климатические условия и даже загрязненность окружающей среды. Но есть признаки, которые точно нельзя игнорировать.

Для автомобилей как с механикой, так и автоматической КПП на необходимость менять масло в первую очередь указывает километраж. Для каждой модели в технической документации указывается количество пройденных километров, после которого нужна замена.

Но данное число рассчитано на среднестатистические показатели. Если же учитывать спортивную и агрессивную езду, частые пробки на дорогах, невысокое качество масла и низке температуры –двигатель работает в ином режиме. Поэтому мастера часто советуют уменьшать эту цифру в 1,5-2 раза. Например, если в техпаспорте указана цифра 15-20 тыс. км – замену масла стоит производить на 10-14 тысяче.

Второй показатель замены – отработанное масло становится темного цвета. Это можно увидеть на щупе, без мастеров и станций техобслуживания. Или капнув масла на лист бумаги и оценив разводы пятна. Приводим сравнительную таблицу, которой часто пользуются, чтобы определить, пора ли?

Фото Круги вокруг пятна на листе бумаги отработанного масла автомобиля

На то, что масло отработанное могут также указывать некоторые косвенные признаки, которые водитель может увидеть и услышать во время движения.

Например, для коробки автомат – может появиться запах гари, неровно переключаются передачи или появляются другие проблемы в работе АКПП. Также в трансмиссионном масле появляются пузырьки или пена. Последний признак может говорить о том, что масло не подходит для автомобиля или система завоздушена.

Что касается механической коробки. Менять нужно, когда появился шум во время езды, который усиливается при переключении передач, не выключаются или не включаются передачи, из корпуса КПП вытекают масла или передачи сами по себе выключаются.

Заменять масло точно надо чаще, если силовой агрегат подвержен постоянным высоким нагрузкам, автомобиль часто стоит в тянучках, движок часто запускается и останавливается – до 30 минут. А также, если машина эксплуатируется в условиях повышенной загрязненности атмосферы.

Как выбрать новое масло?

Производитель автомобиля лучше всего знает, какой тип масла подходит для двигателя каждой модели. В инструкции по эксплуатации кроме типа масла, также указываются необходимый объем масла и допустимые альтернативные варианты.

На многих сайтах производителей есть конфигураторы, которые позволяют по марке, модели и году выпуска автомобиля выбрать наиболее подходящие варианты.

Третье – нужно самому изучить этикетку на канистре. Какой это вид масла:

  • Минеральные масла – самые дешевые. Их получают из нефтепродуктов. Содержат много примесей. Рассчитаны на спецтехнику и грузовики, которые не требуют высокого качества.
  • Полусинтетические – минеральная основа с высокой степенью очистки. Целый набор присадок обеспечивает им хорошие эксплуатационные характеристики и вязкость при минусовых температурах.
  • Синтетические – с синтезированной основой на 100%. Тоже имеют большое количество добавок. Синтетические масла имеют высокую стабильность свойств даже при максимальных сроках эксплуатации. Чаще всего используются для спортивных автомобилей и агрессивного стиля езды.

Фото Экологичность и эксплуатационные характеристики масла для двигателя авто

Определиться, какая нужна вязкость. Есть летние, зимние и всесезонные масла. Для определения вязкости существует международная классификация SAE. Например: 5W-30, где W – указывает на возможность использования зимой, цифры – показатели низких и высоких температур.

Читайте также международную маркировку. Все масла делятся на бензиновые (обозначаются буквой S) и дизельные (C).

Каждому маслу также присваивается буква, в зависимости от наличия в нем присадок. Чем ближе буква к концу алфавита – тем масло экологичнее и с лучшими эксплуатационными характеристиками. Актуальные современные масла – SJ-SN (бензиновые), CH-CK (дизельные).

Резюмируем. Выбирая масло, лучше всего ориентироваться на рекомендации производителя двигателя. При этом, учитывая климатические условия, в которых эксплуатируется машина, год выпуска и частоту ТО.

Что нужно для замены масла?

Чтобы поменять масло самостоятельно, нужно:

  • рожковые ключи;
  • ключ для демонтажа масляного фильтра;
  • емкость для слива масла;
  • новое масло;
  • новый фильтр или фильтрующий элемент;
  • воронка;
  • медная, алюминиевая шайба;
  • ветошь.

Ну и конечно, выбрать способ, с помощью которого вы будете действовать.

Как заменить масло самостоятельно: 2 способа

Фото Масло на щупе - нужно ли менять?

1 способ замены масла двигателя – классический

  1. Установить автомобиль на идеально ровную поверхность. Должен быть доступ к подъемнику, эстакаде или смотровой яме.
  2. Включить режим паркинга или ручной тормоз для фиксации в одном положении.
  3. Прогреть двигатель, чтобы спровоцировать взбалтывание осадка и увеличить текучесть масла.
  4. Если есть защитные панели, снять их, чтобы открыть доступ к поддону картера. Если есть окошко для доступа к пробке – перейти к следующему шагу.
  5. Подставить поддон для слива отработанного масла.
  6. Открутить сливную пробку. Без особых усилий, чтобы не сломать картер.
  7. Открутить крышку заливной горловины, чтобы избежать вакуума.
  8. Откручивая последний виток, резко убрать крышку, чтобы избежать брызг. Предварительно защитите себя, одев перчатки и очки. Слить масло. Понадобится 10-15 минут.
  9. Пока масло сливается в емкость – нужно снять фильтр. Существует два вида фильтров: одноразовые в отдельном корпусе и в многоразовом корпусе со сменными фильтрующими элементами. Последние находятся под крышкой корпуса фильтра, снимают с помощью гаечного ключа. Одноразовые – откручиваются против часовой стрелки.
  10. На корпусном фильтре нужно стереть старую смазку и нанести свежее масло. Для сменного фильтра нужна очистка старого масла ветошью, установка новой детали и прокладки.
  11. Если установлена медная или алюминиевая шайба на сливной пробке – ее нужно заменить на новую, чтобы масло не текло.
  12. Теперь вкрутите пробку в поддон и заверните по часовой стрелке. Без особых усилий затяните деталь с помощью ключа.
  13. Через заливную горловину залить указанное в техпаспорте количество масла через воронку.
  14. Обязательно надо проверить уровень залитого масла. Для этого на несколько секунд запускают двигатель. После того, как гаснет индикатор низкого давления масла на приборной панели, заглушить двигатель. Через несколько минут с помощью щупа проверить уровень масла. Правильно, когда его уровень – посредине между рисками min и max.
  15. Если есть подтеки на сливной пробке, нужно еще немного ее подтянуть.

2 способ замены масла – экспресс-метод или вакуумным насосом

В этом случае отработанную жидкость откачивают через заливное отверстие автономным масляным насосом. Фото Вакуумный насос для замены масла в двигателе автомобиляСпособ, которым часто пользуются сотрудники СТО. При этом экономится время, не нужно устанавливать автомобиль на яму и частично разбирать мотор.

В каждом из методов есть свои плюсы и минусы:

  • При классической замене масла нужна эстакада, яма или подъемник. Обязательный прогрев движка. Процесс требует достаточно большого количества времени, материалов и подготовки. Нужна аккуратность, чтобы не обжечься маслом. Часто нужно снятие защиты картера. Из плюсов – каждый раз снимая сливную пробку вы будете уверены, что со временем она не прикипит. Каждый раз вы меняете уплотнительную прокладку, и герметичность точно остается на высоте.
  • Замена вакуумным способом проводится быстро и, как говорится, «без пыли и грязи» – чистая работа. Не нужно искать место и приспосабливаться. Не нужны конкретные ключи для откручивания пробки. Минусы экспресс-метода – не откручивается пробка, не меняются уплотнители, нужен вакуумный аппарат, не сливается весь густой осадок с поддона и еще при ненадежном креплении, насадка иногда просто падает в картер.

Стоит отметить, что ни один из описанных способов не гарантирует 100%-е удаление всего отработанного масла. И самой качественной заменой является только полная разборка силового агрегата и промывка. Но практикуют ее в редких случаях, когда двигателю требуется серьезный ремонт.

Основные ошибки и проблемы после замены масла

Водители, да и некоторые мастера допускают ошибки или дают не совсем точные советы по замене масла. Вот самые распространенные заблуждения:

  • При замене масла ровняться точно на указанный производителем километраж. Некоторые автомобили не проезжают  5-7 тысяч км даже за год – но масло хотя бы раз в год нужно менять. Кроме того, имеют значения пыльные загородные дороги, по которым вы ездите, не очень качественные масла на нашем рынке, которые теряют заявленные свойства раньше, чем по инструкции.
  • Вторая ошибка – перелив. При избыточном количестве, масло попадает на те механизмы и узлы, на которых их быть не должно. В результате усиливается нагар в цилиндрах, увеличивается расход горючего, появляются другие проблемы.
  • Третье – недолив масла. В результате двигатель работает частично «насухую», а это повышается износ. Кроме того, детали банально нагреваются и весь двигатель перегревается.
  • Долив вместо замены масла. Доливать можно, но не постоянно. Например, в случаях, когда некоторые модели при большом пробеге и солидном износе значительно увеличивают расход смазки. Или некоторые производители рекомендуют машине с конвейера понемногу подливать масла. При этом должна быть замена согласно техдокументации каждые 5-10-15 тысяч километров. Если постоянно только доливать масло – масляный фильтр не справляется с очисткой, да и сам не меняется. Новое масло смешивается с отработанным, сразу загрязняется и теряет свои свойства. Все это приводит к медленному «умиранию» силового агрегата.
  • Пятая ошибка, которую иногда допускают неопытные водители – смешивание масел разного типа. Категорически запрещается смешивать минеральное и синтетические, масло для дизельных двигателей с маслом для бензиновых агрегатов. При смешивании получаются неизвестные соединения, которые могут давать неожиданные реакции в работе двигателя.

Также, если масляный фильтр неправильно заменен – масло будет течь из-под крышки. Это возможно, когда фильтр недостаточно затянут или наоборот, большое усилие при закручивании привело к разрыву уплотнителя.

Напоследок, еще раз подчеркнем: частая замена масла увеличивает срок службы двигателя. Берегите его и поездки будут приносить вам только положительные эмоции.

Если у вас возникают вопросы по теме замены масла – обращайтесь в наш сервисный центр.

Мы в Киеве, на Левом берегу. Карта заезда со стороны Борисполя, Ленинградской площади и ЖК Комфорт Таун – на странице.